Международный день инвалидов отмечается во всем мире ежегодно 3 декабря в соответствии с резолюцией 47/3 Генеральной Ассамблеи от 14 октября 1992 года. Его цель — продвижение прав инвалидов во всех сферах общественной жизни, а также привлечение внимания широкой общественности к проблемам инвалидов.
3 декабря во всем мире проводятся специальные мероприятия, не позволяющие забыть о многих проблемах людей с ограниченными способностями. Однако основная цель этого праздника вовсе не вызвать жалость к этим людям, а наоборот напомнить, что инвалиды находятся наравне со всеми членами общества. При этом не следует забывать, что людям с ограниченными возможностями требуется социальная защита и помощь.
Тема 2019 года: «Обеспечение активного участия инвалидов в жизни общества»
По данным автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» (далее – АИС ЭСРН), предоставленным
Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Городской информационно-расчетный центр», в Санкт-Петербурге по состоянию на 01.10.2019 проживает 587 128 инвалидов, в том числе:
по возрастному составу:
- граждан пенсионного возраста – 478 506 чел. (81,5% от общего количества инвалидов);
- граждан трудоспособного возраста – 90 698 чел. (15,4% от общего количества инвалидов);
- детей-инвалидов – 17 924 чел. (3,1% от общего количества инвалидов);
Обычным людям трудно себе представить воочию, каково живётся тем, кого природа или случай обделили здоровьем, тем, кого мы обычно называем инвалидами. А ведь каждый седьмой, живущий сегодня на планете человек является таковым. Человек с ограниченными возможностями, между тем, не утрачивает ни свойственного нашему виду интеллекта, ни обычных человеческих желаний и стремлений.
К сожалению, на его жизненном пути воздвигается множество барьеров самого разного характера и далеко не всегда они обусловлены объективными причинами. Хватает и предрассудков, и невежества, которые существенно осложняют жизнь и без того обделённых судьбой людей. Такое положение в цивилизованном обществе терпимо быть не может, и, в связи с этим, был установлена особая дата – День инвалидов.
Для обозначения людей с инвалидностью в мире используются две равнозначные формулировки: "инвалиды" и "люди с ограниченными возможностями". Однако вторая в последнее время все чаще встречается в прессе и публикациях, а также в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН. Часто инвалидность называют "молчаливой трагедией".
По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 1 млрд человек, которые имеют ту или иную форму инвалидности, - это 15% населения Земли, или каждый седьмой человек.
Согласно сайту ООН, от 785 до 975 млн. инвалидов находятся в трудоспособном возрасте. Из их числа лишь 10-20% имеют постоянное место работы. Только половина людей с ограниченными возможностями имеют постоянный доступ к услугам здравоохранения.
Инвалиды и общество
Люди с ограниченными возможностями сталкиваются с дискриминацией и препятствиями, которые мешают им полноценно и наравне с другими участвовать в повседневной жизни общества.
Поэтому проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни.
Мероприятия по укреплению здоровья и профилактике заболеваний редко бывают ориентированы на инвалидов. Например, показатели скрининга на рак молочной железы и шейки матки среди женщин-инвалидов меньше, чем аналогичные показатели среди женщин без инвалидности. Люди с умственными расстройствами и диабетом с меньшей вероятностью проверяют свой вес. Подростки и взрослые люди с инвалидностью с большей вероятностью не охватываются программами по сексуальному просвещению.
Каково воздействие на жизнь инвалидов?
Инвалиды особо уязвимы перед дефицитом медико-санитарных услуг. В зависимости от группы и окружающей обстановки инвалиды могут быть более уязвимыми перед вторичными нарушениями здоровья, сопутствующими состояниями, возрастными нарушениями, рискованными для здоровья формами поведения и более высокими показателями преждевременной смерти.
Вторичные нарушения здоровья
Вторичные нарушения здоровья происходят в дополнение к первичному нарушению здоровья (и в связи с ним). Они предсказуемы и, поэтому, предотвратимы. Примеры включают язвы, инфекции мочевыводящих путей, остеопороз и боль.
Процесс старения для некоторых групп инвалидов начинается раньше, чем обычно. Например, у некоторых людей с инвалидностью вследствие порока развития признаки преждевременного старения появляются после 40 и 50 лет.
Некоторые исследования показывают, что для инвалидов характерны более высокие показатели таких рискованных форм поведения, как курение, ненадлежащее питание и отсутствие физической активности.
Препятствия на пути к получению медико-санитарной помощи
При попытках получить доступ к здравоохранению инвалиды сталкиваются с целым рядом препятствий, которые включают следующие:
Непомерно высокая стоимость
Не доступные по стоимости службы здравоохранения и транспорт являются двумя основными причинами того, что инвалиды не получают необходимой медико-санитарной помощи в странах с низким уровнем дохода - медико-санитарная помощь не доступна по стоимости для 32-33% людей без инвалидности по сравнению с 51-53% инвалидов.
Ограниченная доступность служб
Отсутствие надлежащих служб для инвалидов является одним из существенных препятствий на пути к получению медико-санитарной помощи. Например, по данным исследований, проведенных в индийских штатах Уттар-Прадеш и Тамилнад, отсутствие служб на местах является второй по значимости, после стоимости, причиной, препятствующей инвалидам пользоваться медицинскими учреждениями.
Физические препятствия
Неровный доступ к зданиям (больницам, центрам здравоохранения), недоступное медицинское оборудование, ненадлежащие указатели, узкие дверные проемы, ступеньки внутри помещений, ненадлежащее оборудование в туалетах и недоступные места для парковки создают препятствия на пути к медицинским учреждениям. Например, женщины с трудностями в передвижении часто не имеют доступа к скринингу на рак молочной железы и шейки матки из-за того, что диагностические столы не регулируются по высоте, а оборудование для маммографии подходит только для женщин, которые могут стоять.
Устранение препятствий на пути к получению медико-санитарной помощи
Правительства могут улучшить результаты в отношении здоровья инвалидов путем улучшения доступа к качественным, доступным по стоимости службам здравоохранения, наилучшим образом использующим имеющиеся ресурсы. В связи с тем, что препятствия на пути к здравоохранению возникают в результате взаимодействия нескольких факторов, необходимо проведение реформ во всех взаимодействующих компонентах системы здравоохранения.
Практики, способствующие повышению комфортности жизни маломобильных групп населения, используемые в Санкт-Петербурге:
- «Формирование адресных перечней индивидуальных социальных маршрутов инвалидов»: новое направление работы администраций районов Санкт-Петербурга с 2019 года - разработка на основании поступающих обращений инвалидов индивидуальных маршрутов движения, доступных для них, – от дома до ближайших значимых для инвалидов социальных объектов (при участии общественных объединений инвалидов и органов местного самоуправления, Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга).
- Деятельность рабочих групп из числа общественных объединений инвалидов, инициативных инвалидов: с июля 2019 года на базе СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Доступная среда» формируются рабочие группы для проработки вопросов, связанных с обеспечением условий доступности для инвалидов в различных сферах деятельности по 12 направлениям: жилищная сфера; здравоохранение; информирование; образование, труд и занятость; потребительский рынок; транспорт и транспортная инфраструктура; культура и туризм; благоустройство; строительство, реконструкция, капитальный ремонт; реабилитация и отдых; физическая культура и спорт взаимодействие с молодежью, волонтерами. В состав рабочих групп включаются представители общественных объединений инвалидов и инициативные инвалиды, а также представители профильных комитетов и администраций районов Санкт-Петербурга. Рабочие группы созданы для совершенствования взаимодействия и продолжения конструктивного рабочего диалога между представителями общественности из числа инвалидов и ИОГВ.
- «Служба социальных участковых»: в целях предоставления комплексного, доступного и своевременного социального обслуживания и медицинской помощи гражданам с июля 2019 года начата деятельность Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центр организации социального обслуживания», подведомственного Комитету (далее - ЦОСО). Учреждение включает в себя Центральный офис и 13 районных, в том числе 5 межрайонных бюро, которые приближены к месту проживания граждан. В структуре ЦОСО создана служба социальных участковых, в задачи которой входит выявление и обследование граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, во взаимодействии с учреждениями в соответствующих сферах, на основании индивидуальной потребности, с целью подготовки их социальных маршрутов.
- «Социальное такси»: в Санкт-Петербурге в соответствии с главой 19 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» для отдельных категорий инвалидов установлены дополнительные меры социальной поддержки по финансированию расходов, связанных с предоставлением специального транспортного обслуживания, в виде оплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга от 90% до 50% стоимости разового проезда на социальном такси в зависимости от категории и группы инвалидности потребителя услуги и видов объектов, включенных в основной и дополнительный перечни социально значимых объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
- «Диспетчерская служба для глухих и слабослышащих»: на базе СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» (ГИРЦ), находящегося в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, в рамках расширения возможностей информационно-справочной службы ГИРЦ и службы заказа социального такси ГИРЦ создана дистанционная диспетчерская служба для глухих и слабослышащих (далее – диспетчерская служба). В рамках деятельности диспетчерской службы обеспечена возможность предоставления консультационных услуг о мерах социальной поддержки инвалидов и порядках их получения, заказа социального такси сурдопереводчиком для глухих и слабослышащих с использованием Skype и WhatsApp.
- «Пункты проката технических средств реабилитации»: в целях расширения возможностей социального обслуживания государственной программой Санкт-Петербурга «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 497, предусмотрено развитие технологий проката технических средств реабилитации гражданам пожилого возраста в отделениях срочного социального обслуживания комплексных центров социального обслуживания населения (комплексные центры), находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.
- «Служба мобильности в метрополитене»: обеспечение доступности для инвалидов на станциях Петербургского метрополитена осуществляется с помощью сопровождения сотрудниками метрополитена для оказания помощи пассажирам с ограниченными возможностями в передвижении действует специализированное подразделение – Дистанция обеспечения мобильности пассажиров. Пассажиры могут оставить заявку на сопровождение по телефону информационно-справочного центра метрополитена 8-800-350-11-55.
- «Центр содействия мобильности ОАО «РЖД»: на железнодорожных вокзалах Санкт-Петербурга в целях повышения качества обслуживания маломобильных граждан, в том числе инвалидов (далее – МГН) действует Центр содействия мобильности ОАО «РЖД», обеспечивающий:
предоставление информации об услугах, предоставляемых МГН
на железнодорожном транспорте;
прием заявок на оказание ситуационной помощи МГН на вокзалах пассажирам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха
и зрения (помощь при посадке/высадке в поезд, при сопровождении
по вокзалу, при посадке/высадке в транспортное средство);
резерв специализированных мест для инвалидов в поездах дальнего следования.